Информация по обеспечению прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Информация по обеспечению прав детей-инвалидов и
детей с ОВЗ
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ
САДУ

Одной из актуальных проблем современной педагогической практики является проблема
обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи детского сада в этой работе: создание условий для успешной интеграции детей с
нарушением развития.

Наличие этого факта побудило  нас к разработке специального плана сопровождения
детей с ОВЗ, цель которого заключается в воспитании личности, социально
адаптированной к условиям жизни в современном обществе, обучение, присмотр, уход и
оздоровление воспитанников.

Реализация цели требует решения  следующих задач:

—создание условий для всестороннего развития детей с ОВЗ, обогащение социального
опыта и гармоничное включение таких детей в коллектив сверстников;
—формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и
физических качеств воспитанников в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями;
—осуществление психолого-педагогической коррекции (речевых, эмоциональных
нарушений);
—взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития
каждого ребенка.

Основные направления работы с детьми с ОВЗ в полном объёме отвечают ФГОС:

—физическое развитие – развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики,
зрительно-пространственной координации;
—социально-личностное развитие – обеспечение оптимального вхождения детей с
ограниченными возможностями в общественную жизнь;
—познавательно-речевое развитие – формирование познавательных процессов и способов
умственной деятельности; усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие
познавательных интересов;
—развитие речи как средства познания;
—художественно-эстетическое развитие – развитие у детей с ОВЗ сенсорных
способностей, чувства ритма, цвета, композиции.

Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ осуществляется в контексте ФГОС в
следующих формах: закаливающие процедуры, специально организованная
образовательная деятельность (также в режимных моментах), игры – тренинги,
индивидуальная работа, все виды игр, беседы.
В организации образовательной  деятельности мы учитываем:

—диагностику индивидуальных особенностей  детей (беседа и анкетирование родителей,
диагностика развития ребёнка (специалисты, воспитатели), наблюдение за поведением
детей в группе;
—планирование образовательного процесса с учётом индивидуальных образовательных
потребностей детей группы;
—организацию предметно-развивающей среды в соответствии с ОВЗ детей,
стимулирование развития самостоятельности, инициативы и активности,
обеспечивающих  детям с разными возможностями доступ к развитию;
—организацию совместной жизнедеятельности детей в условиях данной группы. Она
подразумевает индивидуальную работу; осуществление развивающей деятельности —
развитие познавательной сферы, игровой,  конструктивной деятельности и др.;
социализацию в условиях совместной деятельности детей с ОВЗ и обычно
развивающихся сверстников; создание условий для  творческого развития детей
(музыкально-ритмические упражнения, фольклорные народные игры, песни, хороводы,
игры с шумовыми игрушками, игротерапия, сказкотерапия и др.); создание ситуаций,
когда дети сотрудничают друг с другом, выполняют что-либо по очереди и помогают друг
другу для достижения положительного результата; использование естественных и
образовательных ситуаций  для развития социальных навыков; демонстрацию
желательного поведения в различных ситуациях; использование  различных видов
деятельности, которые соответствуют уровню развития детей);
— мониторинг образовательного процесса.

Согласно выстроенной модели нашего плана мы ожидаем следующие результаты:

—повышение профессионального  уровня  воспитателей в плане индивидуального
сопровождения детей с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве
дошкольного учреждения;
—положительную динамику  оздоровления детей  с ОВЗ и  успешная  их социализация  в
образовательное пространство дошкольного учреждения;
—создание единой  психологически-комфортной  образовательной  среды для детей с
разными стартовыми возможностями;
—повышение  педагогической  компетентности  родителей детей с ОВЗ;
—разработка  методических рекомендаций для педагогов по работе с детьми с ОВЗ.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181 - ФЗ "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации"  .PDF
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающих с ограниченными возможностями здоровья".PDF
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью".PDF
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября
2013 г. № 1082 ";Об утверждении положения о психолого-медико- педагогической
комиссии".